ПОЛТАВА                    ИСТОКИ   НАШЕЙ   ДУХОВНОСТИ                    ПОЛТАВА                    ИСТОКИ   НАШЕЙ   ДУХОВНОСТИ                    ПОЛТАВА                    ИСТОКИ   НАШЕЙ   ДУХОВНОСТИ                    ПОЛТАВА         ИСТОКИ   НАШЕЙ   ДУХОВНОСТИ                    ПОЛТАВА  

отец  украинского  писательства

 

 
 

" С твоего почина на всю Славянщину

Пошло наше слово гулять..."

Панас Мирный

Пережив века тяжелой недоли, Полтава - едва не единственный город Левобережья, который не утратил национальную самобытность, оставшись центром украинской культуры на востоке Украины.

В тихом уголке города, на Соборной площади, за колокольней Успенского собора, прилепился среди старых верб, вишен и кустов калины маленький радушный белый домик, где родился, вырос и почти всю жизнь прожил Иван Котляревский, чье драгоценное имя, слово и заветы свято почитают полтавчане, называя отцом не только нашего нового писательства, но и украинского национального возрождения

Если мы зайдем в тот двор, где когда-то рос маленький Ивась, взглянем на чудесный вид, на просторы лугов, реку Ворсклу, далекие леса, то сразу всплывает мысль: да, именно здесь должен был родиться настоящий поэт, любимец муз, - до такой степени и теперь красива и поэтична эта местность.

Дом, в котором родился 9 сентября 1769 года Иван Котляревский, купил в 1751 году дед поэта - Иоанн, в то время дьякон Успенской церкви за 27 руб. 50 коп.

Здесь прошли детские и юношеские год будущего поэта. Как только мальчик подрос, его отдалили учиться к дьяку. Тогда обычно дьяки держали школы, учили детей, получая от родителей жалованье. Позднее Иван поступил в Славянскую семинарию, где и проучился свыше 9 лет. В ХVІІІ в. на Украине в семинариях учились дети разных сословий - это была единственная тогда средняя школа, гимназий еще не было. Первый биограф писателя С.П.Стеблин-Каминский отмечал: "Еще в юном возрасте Котляревский имел страсть к стихам и умел ко всякому слову исправно подбирать рифмы, остроумные и удачные, за что товарищи по семинарии прозвали его "рифмачом"". Возможно, уже в стенах семинарии, где глубоко изучали античных поэтов-классиков Овидия, Горация, Вергилия, зародилась у Котляревского мысль создать украинскую переработку поэмы Вергилия "Энеида".

 По неизвестной причине И.П. Котляревский семинарии не окончил, хотя и был одним лучших учеников. /Возможно, через раннюю смерть отца пришлось оставить обучение/.

Некоторое время он работал в Полтавском магистрате канцеляристом, а в 1793-1796 гг. жил в селах Золотоношского уезда, обучая в господских имениях детей. Интересно, что здесь же учительствовал у господина Томары более чем за тридцать лет до Котляревского Григорий Савич Сковорода.

Иван Петрович внимательно присматривался к народной жизни, обычаям, обрядам, ходил на народные праздники, слушал песни, пересказы, легенды, записывал их. К тому времени люди просвещенные мало обращали внимания на крестьянскую жизнь; на все то, что народ создал своим талантам и сохранял с дедов-прадедов. Народное слово, песня, мудрость казались чем-то слишком низким и неблагородным. А Котляревский был одним из первых, кто увидел, какие бесценные сокровища хранит народ и наиболее дорогое - это слово. Чистое, свежее и яркое, оно соединяет всех нас вместе в прошлом, настоящем и будущем. Гениальным предчувствием будущей судьбы Украины, еще совсем молодым человеком Котляревский осознал, что, утратив живую искорку родного слова, народ утратит и свое лицо, свою самодостаточность.

Была в его жизни и романтическая любовь, оплетенная до сих пор низкой версий и домыслов. Девушку, которую пылко полюбил поэт, насильно выдали замуж за богатого господина. 

Возможно, это душевное потрясение толкнуло И.П. Котляревского на воинскую службу. 1 апреля 1796 года он вступил кадетом в Северский карабинерный / позднее егерский - конно-егерский / полк и прослужил в армии 12 лет. Полк находился большей частью на Украине, а во время русско-турецкой войны 1806 года выступил в поход. Котляревскому пришлось брать участие в боях под Бендерами и Измаилом, вести переговоры с буджацкими татарами, и везде он проявлял мужество и геройство, за что был награжден орденом св. Анны 3-го класса. В музейном архиве писателя есть целый ряд документов - аттестаты, подорожные, формулярные списки, которые представляют нам Котляревского как решительного и смелого офицера. 

В 1808 году он вышел в отставку в чине капитана с мундиром, то есть с правом носить армейский мундир на гражданской службе. В течение всей жизни Иван Петрович уважал армию и военных, так как в те времена именно в офицерской среде было много просвещенных и высококультурных людей. Оставив службу, Котляревский искал работу и заработок в Петербурге, но кроме нужды, в холодной столице ничего не испытал. Правда, на средства мецената, уважаемого и знатного полтавчанина Семена Михайловича Кочубея, сумел издать в 1809 году в Санкт-Петербурге свою "Энеиду" в 4-х частях.

Возвратившись в Полтаву, получил скромную должность надзирателя Дома воспитания детей бедных дворян, фактически заведующего детским пансионом. На этой должности Котляревский находился 25 лет, беспокоясь о достойном воспитании детей. По воспоминаниям современников родительская ласка и тепло в нем соединялись со здравомыслящей требовательностью и строгостью. Среди воспитанников Котляревского были известный математик М. Остроградский, живописец А. Мокрицкий, отец выдающегося художника Н.О. Ярошенко.

Кроме службы в Доме воспитания, Иван Петрович был еще попечителем благотворительных учреждений Полтавской губернии с 1827 по 1835 г. и заслужил своей добросовестной работой "Знак безупречной службы" за XXX лет.

В начале ХІХ в. в Полтаве был замечательный театр, где играли заезжие и местные актеры, играл и Котляревский, - конечно, в русских пьесах, так как украинских тогда совсем не было. В 1818 -1821 гг. Иван Петрович был директором театра. Назначил его на эту должность полтавский генерал-губернатор, известный почитатель искусств, меценат князь Николай Григорьевич Репнин-Волконский, который сам был пылким приверженцем таланта Котляревского.

В 1817 году шла на полтавской сцене пьеса из украинской жизни. кн. Шаховского "Казак-стихотворец"  В этой пьесе звучала причудливо искаженная на русский манер украинская речь, события исторические и бытовые были напрочь перемешаны. Пьеса вызвала негодование зрителей. Корреспондент журнала "Украинский Вестник" писал, что в "тиятры" и ходить ничего, так как там "за наши деньги и из нас и насмеются" прибавляя, что, идя в театр, люди надеялись увидеть что-то подобное милой украинской "Энеиде".

Похожее было, что от Котляревского ждали, кроме поэтического произведения, еще и пьесу для театра. И она появилась в 1819 году. Это была наша вечно юная "Наталка Полтавка", которая живет уже 184 года на театральных подмостках, оставаясь такое же свежей и молодой, как и во время первых представлений. "...тысячи драматических пьес покоятся вечным сном, забытые навеки, а "Наталку Полтавку" выучили наизусть чуть ли не все зрители. В чем сила пьесы, в чем чарующая душу красота? В чрезвычайной простоте, правде и, самое главное в любви автора к своему народу, в любви, которая из сердца Котляревского перешла в его произведение", писал И.Н. Карпенко-Карый о чрезвычайной популярности "Наталки Полтавки".

Своей пьесой Котляревский обращает внимание просвещенного общества на наш простой люд, показывает его добрую и искреннюю душу, выявляет красоту украинского слова через поэзию и песню. 

Старая, как мир, история любви простой девушки, ее грусть, слезы, сомнения, жалость к матери при высокой степени авторской художественной типизации и обобщения образов дали миру неувядаемый образец прекрасной пьесы.

 

Если хочешь быть счастливым,

То на Бога полагайся, -

Переноси все терпеливо

И на бедных озирайся... *

           * - построчный перевод

Этой заповедью оканчивается "Наталка Полтавка". Ныне, когда старые моральные устои общества расшатаны, а новые только еще зарождаются, следует прислушаться к добрым и мудрым советам Котляревского

В те времена в полтавском театре играл талантливый актер Михаил Семенович Щепкин, крепостной курской помещицы А.А. Волкенштейн-Анненковой. Благодаря действиям М.Г. Репнина семью Щепкина выкупили из неволи именно в Полтаве за 10000 руб. 

"Наталка Полтавка" и водевиль "Москаль-чародей" навсегда вошли в репертуар М.С. Щепкина. Еще при жизни автора его драматические произведения были поставлены на сцене Малого театра в Москве /1837г./ и Александринского в Петербурге /1838г./.

Совместная деятельность М.С. Щепкина и И.П. Котляревского сделала Полтаву 20-х гг. ХІХ века центром театральной жизни на Украине.

Всю свою жизнь прожил Иван Петрович в дедовском доме, другого дома у него никогда и нигде не было; возрожденное к жизни в 1969 году к 200-летию со дня рождения поэта его жилище - это единственный мемориальный музей славного полтавчанина.

            

В доме пять небольших покоев. Зайдем в них. Из сеней дверь слева ведет в комнату, стены которой обшиты светлой ошлифованной доской. Это кабинет писателя, который в последние годы жизни служил нему и спальней. Тут находится известный исторический сволок с вырезанной старославянской вязью надписью: "Создался, дом сей во имя отца и сына и святого духа. Аминь. Году 1706 месяца августа 1".

            

Здесь творил Котляревский, сюда прилетала его муза, отсюда в мир шли отряды бесстрашных казаков-троянцев, здесь родилась "Наталка Полтавка", здесь одинокий 50-летний поэт с душевной грустью писал:

Где согласие в семействе, где мир и тишина,

Счастливы там люди, блаженна сторона. *

На письменном столе - рукописные страницы произведений: четкий, читабельный почерк, уверенная рука художника, но со своеобразным, присущим именно ХІХ в., написанием букв... 

В глубине комнаты - книжный шкаф. По воспоминаниям С.П. Стеблина-Каминского библиотека И.П. Котляревского состояла из латинских и французских авторов классической поры, переводных романов В. Скотта, М.. Сервантеса, Д. Лафонтена, М. .Коттеня, А.. Радклифа. Безусловно, были произведения и русских авторов: В. Капниста, А. Кантемира, О. Сумарокова, Д. Фонвизина, М. Хераскова, А. Пушкина, В. Жуковского. Из периодических изданий И.П. Котляревский постоянно выписывал " Северную пчелу", "Сына Отечества", "Вестник Европы", "Библиотеку для чтения".

Напротив кабинета - гостиная. Об этой комнате нет почти никаких воспоминаний. Известно лишь то, что здесь была большая печь - сейчас она украшена красивым кафелем с рисунком "Казак Мамай на коне". В потолок этой комнаты вмонтирован еще один старинный потолочный сволок из дома И.П. Котляревского.

                              

На стенде представлены документы, которые рассказывают об истории дома и семьи Котляревских: купчая крепость на усадьбу от 26 июня 1751 года, раздел имущества семьи в 1779 году дает представление о доходах и имуществе семьи, свидетельство о принадлежности И.П. Котляревского к дворянам. Здесь же "ревизская сказка", которая удостоверяет, что 8 июня 1834 года Иван Петрович по собственной доброй воле, без всяких увещаний и царских манифестов, отпустил на волю крепостных.

Маленькая комната справа от гостиной - спальня. Здесь находится особенно ценная мебель: ломберный столик черного цвета, зеркало и комод - личные вещи И.П. Котляревского.

         

Прямо из гостиной - двери в светлицу, которые гостеприимно раскрывались перед друзьями и знакомыми хозяина. Иван Петрович приветливо смотрит с портрета работы художника Л. Каштелянчука.

Первый биограф писателя С.П.Стеблин-Каминский вспоминал: "Внешне он был типичный малоросс: на лице были заметны следы оспы, несмотря на это оно было приятное, энергичное; волосы черные, как смола, зубы белые, нос римский, моложавость надолго сохранилась в нем, почти к преклонному году, на рост была высокий, статный, улыбка не сходила с его уст. Обычная одежда его отличалась простотой: черный сюртук, иногда фрак, почти всегда 6елый галстук, а в торжественные дни одевал он армейский мундир, брюки с красными лампасами и треугольную с черным султаном шляпу".

      

Рядом с портретом хозяина дома - картина неизвестного фламандского художника ХVІІ в. "Испанец держащий в руке рака", которая принадлежала И.П. Котляревскому.

В светлице находятся два книжных шкафа, диван, кресла, стулья, ломберные столики, секретер. Справа, от входа в комнату - старинные английские часы ХVШ в

Интересный момент из воспоминаний друзей дома поэта: "Вместо иконы в уголке была известная копия картины "Мария Магдалина над черепом". В экспозиции мемориальной светлицы сейчас находится реконструкция указанной картины работы французского художника ІІ -й половины ХVІІ в. Жоржа де Лапура. 

У себя дома И.П. Котляревский был гостеприимным доброжелательным, развлекал общество интересными рассказами о виденном и слышанном им, а жизненный опыт у него был богатый, память прекрасная. Шутки, прибаутки, остроты так и сыпались из его уст. "Любил хороший стол из национальных кушаний и хорошее вино. Обычно на масляную он бывал на блинах у своих знакомых, а к себе приглашал всегда в понедельник большого поста, как он высказывался "полоскать зубы", - и тогда подавалось все постное, большей частью малороссийские кушанья: пышки, блины с луком, осетрина, щука фарширована по-еврейски..."

Почти все жители города знали Ивана Петровича лично. При встрече приветливо здоровались с ним. Путешественники, научные работники, литераторы, которые посещали Полтаву, считали за честь встретиться с Котляревским, поговорить с ним. Гостями писателя были П.П.Свиньин, М.П. Погодин, И.И. Срезневский, В.В. Пассек, молодой Н.В.Гоголь.

Под старость Иван Петрович тяжело занемог, страдал от подагры и атеросклероза, но исключительно терпеливо сносил болезнь, и тихо угас 10 ноября 1838 года в два часа дня. Его похоронили на городском кладбище под высоким тополем. Сейчас на могиле стоит красивый гранитный обелиск, на котором бронзовый барельеф И.П. Котляревского и золотом выбиты вещие слова Великого Кобзаря: 

Будешь тв владеть сердцами,

Пока живы люди,

Пока солнце не померкнет,

Тебя не забудут. 

Много еще не знаем мы о Котляревском. Ведь сказал он сам о себе лично так мало... Но, по моему мнению, он навечно вмурован в свои произведения. Надо лишь внимательно читать, и мы увидим мужественного, смелого рыцаря и патриота, человека нежного, кроткого и радушного характера, такого нужного нам и сегодня. Чтобы еще раз обратился к нам, а мы чтобы услышали и задумались над вечно мудрыми строками:

Любовь к Отчизне, где героит,

Там сила вражеская не устоит,

Там грудь сильнее пушек...  *

Шутливая, комическая переработка старинной латинской поэмы-сказки Вергилия, осуществленная Котляревским, талантливая и остроумная, наиболее дорогая нам тем, что явила миру сокровища языка народного, правдиво показала бытие украинцев во всех его разнообразных составляющих - то, что мы сегодня называем украинской ментальностью. 

У Котляревского и боги, и люди - это все наши землями: казаки, крестьяне, господа и подпанки во всех красках натуры, их радостях и горе, утехах и грусти. И куда бы не отправились троянцы /читай запорожцы /, нам кажется, что все то наша родная земля, что, например, Карфаген, где-то близ Полтавы, может, как Опошня, Решетиловка или Гадяч.

В "Энеиде" мы видим не только веселый, добрый и гуманный характер поэта, но и широкий взгляд на мир и людей. Если он описывает рай, то говорит, что здесь были

Люди всякого завета,

По белому есть сколько свету,

Которые праведно жили.  *

Итак, заслужить рай могут люди всякой веры, которые праведно живут.

Хотя сам был военным, Котляревский выводит кровавый, страшный образ войны, протестует против нее:

Война в кровавых ризах здесь,

За нею - раны, смерть, увечья,

Безбожность и бесчеловечье

Хвост мантии ее несут.   *

А с наибольшей грустью и укором поэт пишет о стыде и позоре жизни украинцев - крепостной неволе, которая превращает людей в скотину: 

По нашему хохлацкому строю

Не будешь козлом, ни козою,

А вероятней, что волом.

И будешь в плуге похаживать,

К пивовару дрова таскать,

А, может, и пойдешь быком.  *

Весело перепел Котляревский Вергилиеву "Энеиду", весело смотрел на мир. Много страниц пересыпал шутками, смехом, и на этом фоне в особенности поражают острые, вытесанные из души поэта слова:

Мужичья правда колючая,

А господская, во все стороны гнучая.  *

И мы хорошо понимаем, какую правду он избрал для себя, которую разделял. Его искреннее, правдивое слово, которое упало на плодородный грунт, добро уродило, дало и цвет, и плод. И от отца Котляревского тернистыми, трудными тропами, пошла украинская литература будить народное сознание, призывая творческое слово художников на большое дело, на оборону народа от всякой злой напасти. В замечательном венке наших творцов и пророков, не потерялось имя и слово талантливого полтавчанина, веселого мудреца, который так много сделал, чтобы "не умирала душа наша, не умирала воля", что столько "и золотого, и дорогого" принес во всенародную сокровищницу духа. И которому в сентябре 2003 года минет 234 года со дня рождения, а также, - 100 лет со дня открытия памятника поэту. Благодарные полтавчане стремятся, чтобы эти дни знаменитого юбилея стали настоящим национальным праздником, чтобы к имени и слову Котляревского прикоснулись широчайшие круги общественности.

Уже создан юбилейный комитет, разработаны мероприятия по подготовке и празднованию 100 - й годовщины открытия памятника И.П. Котляревскому, планируется в текущем году привлечь к юбилейным празднованиям широкие круги деятелей науки, культуры, творческой интеллигенции, почитателей украинства. В частности, есть намерения воссоздать программу культурных мероприятий, которые имели место 100 лет тому назад, а также имеется еще много интересных замыслов, призванных объединить вокруг фигуры Котляревского мысль и творческое слово. 

Надеемся, что наши торжества посетят гости из дальнего и ближнего зарубежья, славянского мира ведь творчество нашего земляка близко и дорого многим народам. 

Приложим все силы, чтобы все задуманное осуществилось как можно лучше, действительно на государственном уровне, свидетельствуя, что Украина сознательно ценит того, кто первым заложил устои для развития не только новой украинской литературы, но и демократического украинского движения, новой, свободной жизни на этой земле.

 

Стороха Е.В., главный хранитель

литературно - мемориального музея И.П.Котляревского

 

    P.S. Предлагаем принять участие в благотворительной акции современной полтавской общины по ознаменованию 100-летнего юбилея памятника И.П.Котляревскому в Полтаве и пересчитать посильные пожертвования на осуществление реэкспозиции музея писателя, проведение творческих конкурсов среди молодежи города на лучшее художественное воплощение героев И.П. Котляревского, издание рекламных проспектов, юбилейной медали и т.п..

 

                                                               


Используются технологии uCoz