|
Слава выдающегося
украинского поэта пришла к И. П.
Котляревскому еще при его жизни. О
признании его заслуг перед литературой
свидетельствует избрание украинского
поэта в 1821 г. почетным членом
Петербургского Вольного общества
любителей русской словесности, в
которое входили лучшие тогдашние
литераторы. Тем не менее при жизни
поэта систематического освещения его
биографии еще не было.
Освещение
жизненного пути И. П. Котляревского
началось после его смерти. Степан
Стеблин-Каминский, сын близкого друга И.
Котляревского, на основе семейных
рассказов, собственных наблюдений и
документов из архива поэта написал
критико-биографический очерк о нем (1839
г.), расширенный и дополненный
впоследствии. Этим материалом
пользовались все исследователи и
биографы XIX и XX вв., пользуются и
ныне. Свою
лепту в пополнение биографических
сведений о И.Котляревском внесли И.
Срезневский, В. Пассек, О. Терещенко, П.
Кулиш и другие. Сюда с полным правом
следует приобщить и Тараса
Шевченко — одного из первых критиков и
биографов И. П. Котляревского.
Об отношении Т. Г.
Шевченко к творчеству автора “Энеиды”
писалось вообще немало. Т. Шевченко
создал первый художественный образ И.
Котляревского в русскоязычной повести
“Близнецы”. В других его
произведениях высказаны ценные мысли
относительно поэта. Но можно ли ставить
вопрос о ценности деталей биографии И.
Котляревского, воспроизведенных Т.
Шевченко? Считаем, можно.
Понимание Т.
Шевченко роли И. Котляревского, которую
он сыграл в украинской культуре, оценка
идейно-эстетического значени его
творчества все это нашло место в одном
из ранних стихотворений Т. Г. Шевченко
“На вечнаю память Котляревскому” (1838 г.).
С именем Котляревского Шевченко
олицетворял Украину, ее природу, народ,
песни, литературу. До появления этого
стихотворения (да и не сразу после него)
никто из критиков не высказался так
смело и так искренне об
общенациональной ценности
художественных достижений
Котляревского, как это сделал Шевченко.
Именно он, тогда еще молодой поэт,
провозгласил высокую хвалу
Котляревскому ныне широко известными
словами:
Будешь ты
владеть сердцами,
Пока живы люди;
Пока солнце не померкнет,
Тебя не забудут!
Не ли слишком высока
такая оценка? Не ошибся ли Шевченко в
своем пророчестве? Время, которое
минуло с тех пор, как похоронили
Котляревского возле Кобеляцкой дороги
на краю Полтавы, подтверждает: нет, не
ошибся! В этот период слава поэта в
самом деле “солнцем засияла”. Она
возрастала вместе с ростом
самосознания украинского народа.
Народным праздником стало открытие
памятника И. П. Котляревскому в 1903 г.. А
200-летие со дня рождения поэта (1969 г.)
впервые отмечалось на международном
уровне.
Т. Шевченко еще тогда,
в 30-х годах, глубоко понял значения “Энеиды”
как произведения по смыслу и
художественными качествам целиком
украинского, что им автор “всю славу
казацкую за словом единым перенес в
убогий дом сироты”. Образ сироты в годы
своей петербургской жизни Шевченко
воссоздавал со своего сиротства. Ведь
это в его “дом”, в его воображение, в
его духовный мир перенес Котляревский
“славу казацкую”. Можем судить отсюда
о сильном влиянии “Энеиды” на
молодого Т. Шевченко. “На вечную память
Котляревскому”— первое произведение
новой украинской литературы, где на
такую высоту поднято имя и творчество
Котляревского. Художественные и
эстетические основы этого творца были
на первых порах тем грунтом, на котором
вырастал сам Шевченко.
Более поздний Т.
Шевченко оценивал “Энеиду”
сдержанней, даже подвергал критике как
“смеховину на московский шталт” и
вообще осуждал тех писателей, которые
восхищалось бурлескным стилем. Считают,
что переосмысление значения “Энеиды”
стало причиной не включения стиха “На
вечную память Котляревскому” в “Кобзарь”
в 1860 году.
Можно предположить,
что одним из стимулов, которые
обусловили поездку Т. Шевченко в 1845
году в Полтаву, было желание более
близко узнать Котляревского и как
человека, и как писателя. Автор “Кобзаря”
прибыл сюда, руководствуясь словами
Гете, что лишь родина поэта дает ключ к
его пониманию. Проанализировав эту
поездку, видим, что все внимание
Шевченко в Полтаве было направлено на
Котляревского: то он рисует дом поэта,
то собирает о нем воспоминания среди
населения. Этот визит дал Шевченко
возможность собрать краски для
художественного воспроизведения
образа Котляревского в повести “Близнецы”,
положив в основу биографическую
достоверность.
Повесть “Близнецы”
писалась десятью годами позднее, в мае—
июле 1855 г., в условиях ссылки, когда поэт
не имел под рукой никаких печатных
источников и пользовался лишь своей
памятью. Об этом говорят допущенные
автором неточности. Тем не менее нельзя
не отметить научной ценности некоторых
биографических фактов относительно
Котляревского, хотя они и переданные
Шевченко по памяти. Достоверность их не
вызывает сомнения. В повести, например,
упоминается ода в честь князя Куракина.
Это произведение, как известно,
печаталось в 1840 г. во львовском журнале
“Пчела”, тем не менее прочитать его
Шевченко, наверное, не мог. На
Поднепровской Украине оду могли
прочитать лишь в 1861 г., когда ее
опубликовала “Основа”.
А “Близнецы” в это время уже были
написаны. Эти сведения, вероятно,
почерпнул Шевченко в семье
либерального князя Репнина, бывшего
Полтавского генерал-губернатора, члены
которой были хорошо знакомы с
Котляревским и как с поэтом, и как с
директором театра, и как с куратором
богоугодных учреждений. Т. Шевченко
сошелся с семьей М. Репнина в Яготине (летом
1843 г. ).
В своей повести Т.
Шевченко воссоздал внешность
Котляревского, черты характера,
поведение в быту показал его, как
человека и воспитателя .
Внешне это был “высокий
худой старичок в белом полотняном
халате и соломенной крестьянской шляпе”.
Очевидно, таким представлял Шевченко
Котляревского по рассказам в 1843—1845 гг.
Уже здесь подчеркивается простота
писателя в быту, его скромность.
Подчеркивает автор “Кобзаря” и черту
гостеприимности поэта, которую
отмечали те, кто бывал у него. “Дом его
в Полтаве был известен убогим
челобитчикам”, — писал П. Кулиш.
А герой повести,
Никифор Сокира, не зная, к кому
обратиться в Полтаве, кто бы помог его
детям, разыскивает Котляревского. И не
ошибается. Этот эпизод удостоверяет
широкую популярность Ивана
Котляревского среди городского люда.
Т. Г. Шевченко
оставил не только рисунок дома
выдающегося поэта, а еще и прибавил к
нему словесный комментарий (там же, в
повести “Близнецы”). Дом попечителя
Котляревского, пишет Т. Шевченко, “просто
дом”, он “в сто раз хуже” чем дом
Сокиры в Переяславе. Приветливость и
простота хозяина оказывали содействие
непринужденности разговора с
посетителями. “С таким великим мужем, с
попечителем — и рядом сидеть, будто со
своим братом!” — изумленно
выкрикивает герой произведения,
учитель Левицкий. А Прасковья
Тарасовна, жена Сокиры, характеризует
Котляревского как “ангела-хранителя...
маленьких сирот на чужбине”. Все эти
черты показывают человечность
писателя, близость его к народной среде.
“Энеида”, как
известно, была народной книгой, ее не
просто читали, по ней учились читать.
Народность поэмы подчеркивал Т.
Шевченко еще 1838 г. в упомянутом
стихотворении. А в повести “Близнецы”
он дает характеристику “Энеиды”
устами самого народа. Степан
Мартынович говорит о поэме как о “неоценимой
книге”, которой зачитывались все,
заучивали наизусть и декламировали “стихи
знаменитого поэта”.
Изучая
педагогическую деятельность И. П.
Котляревского, его взгляды и приемы
воспитания, исследователи снова и
снова обращаются к повести Шевченко. И
не без оснований. Оценка, которую дает
Тарас Григорьевич Котляревскому -
педагогу, совпадает со мнением других
биографов. Во-первых, воспитатель
Котляревский у Шевченко — это человек
наблюдательный, здравомыслящий,
справедливый. Хотя и не имел он своих
детей, но к чужим относился чутко, по-отечески,
своим примером воспитывал в них лучшие
человеческие черты.
Образ Котляревского
и его творчество интересовали Т.
Шевченко на протяжении всей жизни. В
повестях “Наймычка” и “Художник” он
благосклонно отзывался об “Энеиде”, а
образ Котляревского в повести “Близнецы”
стал первым его художественным образом
в литературе. Великий Кобзарь
осознавал, что литературный грунт,
обработанный его предшественником, в
основу которого легли принципы
народности и реализма, стал основанием
и для него, для его гневной, страстно-пламенной
музы. Т. Г. Шевченко в своей
сатирической поэзии использовал (конечно,
не прямо) применяемые Котляревским
приемы бурлескного комизма, как и его
драматургические традиции, которые
сказались на пьесе “Назар Стодоля”.
Петр РОТАЧ "От Яготина до Полтавы"
Полтава "Верстка" 2002
|
|